Общесоциальные факторы:

-         отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;

-         постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;

 -         обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну - затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;

-         отсутствие в Российской Федерации эффективной превентивной политики государства и необходимой сети специализированных учреждений для работы с неблагополучными семьями;

-         использование при работе с семьями в СОП чаще всего карательного

-         подхода (привлечение к уголовной или административной ответственности, лишение родительских прав), а не меры реабилитационного и профилактического характера;

-         недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие четких критериев жестокого обращения с детьми;

-         низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомленность детей о своих правах;

-         несовершенство действующего законодательства, нормы о защите прав несовершеннолетних носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации на практике.

Социально-экономические факторы риска:

-    низкий доход и постоянная нехватка денег;

-         безработица или временная работа, а также низкий профессиональный уровень;

-         статус (особенно у отцов);

-         многодетность;

-         молодые или несовершеннолетние родители;

-         неполная семья;

-         принадлежность к групповому меньшинству (религиозному, этническо-

-         му и др.);

-         плохие жилищные условия (перенаселенность жилища);

-         отсутствие помощи со стороны родственников или социальных служб

-         родители воспитанники государственных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Факторы, связанные со структурой семьи, характером отношений между ее членами:

-         структурная неполноценность семьи (семья из одного родителя и ребенка или детей);

-         многодетность (семья с тремя и более детьми);

-         наличие в семье отчима или мачехи;

-         нестабильность семьи (частая смена партнеров матери или отца);

-         нарушение взаимоотношений между родителями (эмоциональных или

сексуальных);

-         конфликтные отношения между взрослыми членами семьи, в том числе домашнее насилие;

-         отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка;

-         родители в детстве сами страдали от жестокого обращения;

-         проблемы взаимоотношений между родителями и ребенком;

-         эмоциональная или физическая изоляция семьи.

2. Особенности личности родителей:

-         акцентуации личности родителя (наличие таких черт, как низкая стрессоустойчивость, раздражительность, подозрительность);

-         неразвитость родительских навыков, использование неправильного педагогического подхода (гипо- или гиперпротекция и др.);

-         негативное отношение родителя к окружающим;

-         неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка (предъявление к ребенку требований, не соответствующих его уровню развития или возможностям);

-         недостаточное развитие социальных навыков;

-         психическое расстройство, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками;

-         проблемы со здоровьем;

-         эмоциональная неразвитость.

3. Особенности ребенка:

-         нежеланный ребенок, а также дети, рожденные после потери родителями предыдущего ребенка;

-         недоношенные дети;

-         дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями

-         детей был небольшой (погодки);

-         дети-инвалиды, дети с тяжелыми хроническими заболеваниями или низ-

ким интеллектом;

-         дети с нарушениями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения), плохим

сном, энурезом, энкопрезом;

4. Особенности личности ребенка:

-         замкнутость, апатичность, равнодушие, чрезмерная привязчивость, ка-

призность;

-         низкое развитие социальных навыков;

-         недостатки внешности (уродства, родимые пятна, дети от межэтнических

браков);

-         дети, напоминающие внешностью или характером нелюбимого супруга;

-         дети, на первом году жизни, длительно разлученные с матерью.

По мнению Е.И. Цымбал, факторы риска физического насилия целесоо-

бразно объединить в следующие группы:

социо-культурные: отношение к физическому наказанию как допусти-

мому и эффективному средству воспитания, отношение к ребенку как к

«собственности» родителей, а не как к самостоятельной личности;

социально-экономические: бедность, безработица, плохие жилищные

условия;

особенности семьи: нестабильные брачные отношения (частая смена

супругов или партнеров), насилие со стороны супруга, развод или вдовство.

состояние здоровья родителей: плохое состояние здоровья, особенно

болезнь матери, уменьшает стабильность семейных отношений, ограни-

чивает адаптационные ресурсы семьи, затрудняет выполнение обязанностей по уходу и за ребенком и его воспитанию. Особо значимо влияние психических расстройств и алкоголизма (наркомании). В Российской Федерации наиболее распространенной причиной жестокого обращения с детьми является алкоголизм;

состояние здоровья ребенка: проблемы со здоровьем или  нвалидность ребенка затрудняют воспитание ребенка, требуют дополнительного времени для ухода за ним;

недостаточная родительская компетентность: низкий образовательный уровень, недостаточность родительских навыков ограничивают возможности родителей отказаться от использования насилия при воспитанииребенка;

индивидуальные особенности родителей: молодость, социальная изоляция, наличие судимости за насильственное преступление, перенесенное в детстве жестокое обращение (социальное наследование насилия).

Внутрисемейные факторы риска физического насилия в отношении ребенка многообразны, однако некоторые из них встречаются значительно чаще других.К числу таких наиболее распространенных факторов, способствующих возникновению насилия по отношению к ребенку в семье, можно отнести следующие

факторы:

-         алкоголизм одного или обоих родителей;

-         конфликтные отношения в семье;

-         перенесенное родителями в детстве жестокое обращение;

 

-         неразвитость родительских навыков